Каталог статей

Меню сайта

Категории раздела

Поиск

Вход на сайт

Наш опрос

Оцените наш школьный сайт
Всего ответов: 11

Мы Вконтакте

Мы одноклассниках

Не просто рядом

Не просто рядом, а вместе.

Казахстан делает первые шаги на тернистом пути внедрения инклюзивного образования. Наша школа, КГУ ШЦДО №1 Абайского района, города Абая является одним из учебных заведений, принявших идею инклюзивного обучения. Опыт ещё очень мал, но администрация школы и педагоги много сил прикладывают для овладения определенным уровнем инклюзивной компетентности в области образования, показателем чего может служить областной семинар «Реализация технологии педагогической поддержки в инклюзивной практике общеобразовательной школы», прошедший в конце февраля. Программа семинара была довольно насыщенной и, по мнению гостей, интересной и полезной. В заключение был показан мюзикл «Буратино» под руководством учителя начальных классов Саидгараевой Г.И. и музыкального работника Нурабаевой Г.А.

Мюзикл «Буратино» - результат совместной работы четвероклассников из аутентичного класса и детей с особыми образовательными потребностями разного возраста, начиная с первого класса.

Идея совместной постановки родилась не вдруг, не спонтанно, – это плод размышлений о том, что на данный момент, и не только в нашей школе, несмотря на усилия всех заинтересованных лиц, включенных в инклюзию, наблюдается поляризация. С одной стороны, - здоровые дети должны научиться принимать детей с особыми образовательными потребностями; с другой, - особые дети требуют особого подхода, создания специальных условий для развития и образования в инклюзивной среде. Конечно, у разных участников инклюзии и образовательные потребности разные, и всё же нельзя игнорировать тот факт, что находясь в едином образовательном пространстве, дети из обычных классов и дети с нарушением развития напоминают параллели, которые никогда не пересекутся, то есть они находятся рядом, но не вместе! А может, всё – таки существует такая точка пересечения? Например, общие культурные потребности.

И на первое место здесь выступает театрализованная деятельность как один из наиболее распространенных и доступных детям видов творческой активности, занимающей ведущее место в воспитании детей с особыми образовательными потребностями. Их внутренний мир очень сложен. Можно ли помочь такому ребёнку почувствовать все многообразие окружающей среды, раскрыть свое «я», полноценно существовать и взаимодействовать в социуме? Можно, с помощью искусства, которое оказывает на таких детей лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции. Мир творчества, фантазии, развития воображения для особых детей иногда единственная возможность войти в мир культуры, в социум.

Свой выбор мы остановили на мюзикле с песнями, танцевальными номерами, потому что музыкально-театрализованная деятельность понятна каждому ребенку, близка его природе, связана с игрой и пользуется у детей неизменной любовью.

Именно во время театрального действия, когда лицо маленького актёра вдохновлено игрой, таинственным образом возникает для окружающих и для него самого образ «успешного ребёнка» с особыми образовательными потребностями, что мы все и увидели во время показа мюзикла. Разве у кого-либо из зрителей возникла мысль о диагнозе детей? Кто бы мог подумать, что у исполнительницы роли черепахи Тортиллы диагноз ЗПР. Все присутствующие в зале были очарованы её озорной игрой, выразительным голосом, танцевальными движениями. А танец лягушек? Разве не была самой пластичной, грациозной девочка с таким же диагнозом. Выступление на сцене в качестве исполнителя роли, признание и поддержка зрителей помогли детям раскрыться, они выросли в собственных глазах. Если на первых репетициях дети держались обособленно, то ближе к завершению, это была уже одна сплочённая группа. Мы уверены, что у многих участников спектакля возникла потребность найти свое место не только среди одноклассников, но и нормально развивающихся сверстников, у которых, в свою очередь, снизилась напряженность в отношении неизвестного образа «особого» ребёнка. Девочка в роли Мальвины с диагнозом ДЦП, при виде которой у многих детей в глазах возникало тягостно-жалостливое выражение, стала всеобщей любимицей, потому что все поняли, какая она весёлая, храбрая девочка.

Выбор мюзикла, интересного для детей, позволил задействовать значительное количество учеников, предоставив каждому роль, пусть даже небольшую, но доступную для исполнения.

К положительным результатам коррекционного воздействия мюзикла можно отнести развитие коммуникативных умений детей. Совместная постановка, участие в репетициях позволили детям лучше узнать себя и друг друга. У детей повысилась инициативность в общении, желание вместе обсуждать спектакль, так как впечатления получились очень яркими, незабываемыми. Надолго дети запомнят забавные моменты на репетициях, удачные находки для своей роли, а вновь обретённые друзья помогут детям с нарушением развития безболезненно адаптироваться в социуме.

Таким образом, можно заключить, что совместное участие детей в данной постановке способствовало формированию положительных личностных качеств, нравственных установок и социально значимого поведения.
Мюзикл «Буратино» явился источником позитивных переживаний для всех детей, желанием участвовать в новых постановках.

Мы убеждены, что такой интегрированный театральный детский коллектив – это не ряд ограничений, а ряд возможностей. Инклюзия - это не просто идти рядом, а быть вместе.

 

 Учитель начальных классов КГУ ШЦДО №1

Абайского района Саидгараева Г.И.

 

 

26.09.2017 в 09:45
71
Добавил toscha_88
Оценок нет

Сайт школы №1, создано в 2017 году.

Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.